Среди учителей школы есть особая каста – первые учителя, «начальники»
Именно из этой касты наша героиня – Татьяна Вадимовна Рогожина. Окончила Челябинский ордена «Знак почета» государственный педагогический институт по направлению «Педагогика и методика начального обучения». Квалификация по диплому – учитель начальных классов. Высшая квалификационная категория. Педагогический стаж – 41 год.
Продолжила династию
Татьяна Вадимовна пластовчанка, окончила 12-ю школу в 1980 году. Пошла работать пионервожатой в школу №3, через два года поступила в магнитогорское педучилище и вернулась в школу учителем начальных классов. Заочно окончила педагогический институт и после закрытия 3-й школы перешла в новую 20-ю, где работает уже 17 лет. Сколько было выпусков – не считала, но больше десяти точно, а значит, как минимум, для трех сотен пластовчан она первая учительница.
Выбор профессии не был случайным: Татьяна Вадимовна продолжила династию. Бабушка Эмилия Васильевна Рогожина и ее сестра были учителями начальных классов. Дедушка заведовал Пчельником, а обе бабушки работали там в школе. Поэтому учительницей мечтала стать с детства. Вспоминает, как разрезала листочки, складывала их тетрадкой, усаживала кукол за парты, делала «уроки», исправляла в самодельных тетрадках ошибки. Бабушки застали то время, когда Татьяна получила профессию, и очень ею гордились.
В ногу со временем
– За сорок лет работы в школе дети изменились, конечно, – считает педагог. – И родители тоже! Помню, была совсем молоденькой, и один папа приходил на родительские собрания с блокнотом и записывал каждое мое слово! Даже имя помню – Лев Кузнецов. Было как-то не по себе – мы с ним почти ровесники были, я, может, чуть помладше.
Сейчас и дети, и родители другие. И мы, учителя, перестраиваемся, изменяемся вместе с ними, идем в ногу со временем, с компьютером. Радует, что детки во все времена приходят в школу с такими же широко открытыми, испуганными глазами, такие же любопытные, любознательные.
Сейчас интереснее работать, возможностей больше. Хотя я тоскую по тем временам, когда всё писали от руки: планы, конспекты уроков, таблицы сами по ночам рисовали, карточки… Сейчас всё на компьютере, только сидим вставляем числа. Может, просто от того, что тогда мы моложе были, а молодость – самое лучшее время…
Почему «начальница»?
– Почему именно начальные классы? – размышляет Татьяна Вадимовна. – Я даже никогда не задумывалась, не представляла себя учителем-предметником в средней, старшей школе. Только в начальной – с маленькими детьми интересней.
У меня сейчас третий класс, веду русский язык, родной язык, литературное чтение, чтение на родном языке, изобразительное искусство, технологию, окружающий мир. И еще я веду русский язык в пятых классах – очень его люблю. Всю жизнь работаю в пятых классах.
Родной и русский
– Татьяна Вадимовна, а чем отличаются в русской школе предметы русский язык и родной язык? Думаю, многие родители порой недоумевают.
– На уроках родного языка дети знакомятся глубже именно с истоками нашего русского языка, изучают лингвистику, культурологию – вспоминают забытые слова, архаизмы, историзмы, знакомятся с крылатыми выражениями, изучают их историю. Отрабатываются нормы речи – дети учатся различать тонкие смысловые оттенки слов и употреблять их к месту. Знакомятся с риторикой – тренируются грамотно и красиво выражать мысли вслух.
Книжки из детства
– Как приучаете детей к чтению?
– Разные приемы использую, чтобы заинтересовать. Раньше говорила: вот я нашла дома у себя старую книжку, она уже потрепанная, не один человек ее прочитал. Начинаю читать – слушают затаив дыхание. Помню, читала рассказ Чехова «Ванька», одна девчушка, Екатерина Бокова, аж плакала на уроке. Сейчас, конечно, этот прием мало работает. Тяжелее стало приучать к книгам, но надо. Стараюсь разнообразить, заинтересовать, продумать каждый урок. Всегда говорю, что ученик не будет хорошо усваивать другие предметы, если читает меньше 120 слов в минуту.
Последний наш учебник по литературному чтению мне не очень нравится. Рада, что намечается поворот — вернули в школу наших любимых старых детских писателей, того же Гайдара. В советских учебниках каждое произведение воспитывало патриотизм, сострадание, справедливость, дружбу…
Я сама составляю список внеклассного чтения на лето, опираясь, конечно, на рекомендации.Одно из моих любимых произведений – «Маленький принц» Экзюпери, всегда его включаю в список, «Волшебник Изумрудного города» Волкова, из новых обожаю «Гарри Поттера». Даю список из 30 книг, советую прочитать хотя бы десять по выбору.
Учителя начальных классов – это особая каста, они вторые мамы!
В начале четвертого класса уже начинают волноваться, переживать: кому мои достанутся?!
Воспитывать в труде
– А как с трудовым воспитанием? Нельзя ведь было заставить ребенка даже классную доску протереть?
– Мы в свое время и полы мыли, и генеральную уборку в классе, в школе проводили. Сейчас дети вряд ли будут мыть полы. Дежурство у нас в классе установлено: если ты дежурный, доска должна быть в порядке, парты мыть приглашаю, и родители не против этого. Может быть, сейчас на пришкольном участке обязуют всех отрабатывать, это было по желанию родителей в последнее время. Но у нас и в этом году много ребятишек ходили на отработку, наверное, родители поняли, что ребенку лучше физически поработать, подвигаться, чем в интернете сидеть.
Мой выбор – моя жизнь
– Никогда не жалели о своем выборе?
– Нет. Если бы все повторилось – выбрала бы тот же путь. Хотя иногда думаю: вот этот больше денег зарабатывает,тому легче живется, богаче. Но я – нет, я бы снова пошла в учителя. Среди моих выпускников есть врачи, есть летчик, есть экскурсовод – в челябинском музее работает… А вот учителей как-то не припомню, но уверена – будут еще! По крайней мере сейчас в моем третьем классе, если разговор заходит о профессиях, человека три-четыре хотят стать учителями. Но большинство хотят стать полицейскими, пожарными, летчиками, врачами, ветеринарами… Это нормально.
И это все о ней
Оксана Крапивина – одна из первых учениц Т.В. Рогожиной, класс был вторым в учительской жизни Татьяны Вадимовны. Потом у нее же учились дочка, сын Оксаны. смеется – теперь ждите, когда внука приведем:
– Татьяна Вадимовна – учитель с большой буквы! – говорит она. – Отзывчивый, доб-рый, внимательный человек, никогда не повышает голоса! Вот уже на протяжении почти трех десятилетий, как мы закончили школу, она постоянно интересуется, как дела у нас, у наших детей… Очень деликатный человек и грамотный педагог – никогда не скажет плохое о твоем ребенке при других родителях. Дочери пришлось дублировать первый класс, я привела ее к своей любимой учительнице, и дочка ушла от нее в среднее звено ударницей! И так же сын! Таких учителей, как Татьяна Вадимовна, еще поискать надо! Ей можно позвонить в любое время суток — все объяснит, расскажет, подскажет. Наш класс по сей день дружит с ней и Верой Валентиновной Гриненко (она тоже учитель 20-й школы и наш любимый педагог), встречаемся, приглашаем на вечера, поздравляем с праздниками.
Галина Рафиковна Хусаинова
– Татьяну Вадимовну знаю еще по третьей школе: добрый, спокойный, веселый, обаятельный человек, замечательный педагог. Одно время она даже была у меня учителем, поэтому когда дочка в 2014 году пошла в первый класс, записала ее к Татьяне Вадимовне не задумываясь. А сейчас мы с ней коллеги. Она мой наставник, я вела продленку в ее классе, и по сей день к ней первой бегу по любому вопросу: поделиться радостью, попросить совета, поплакать или посмеяться вместе.
Нина Михайлова , фото из архива О.Крапивиной